Могилев XII-XIIв.в. реконструкция В.В. Комарова

 

Могилевские евреи.

 


М





огилев на Днепре - в эпоху Речи Посполитой город Трокского воеводства, Оршанскаго повета.

История еврейской общины восходит к концу 16 или началу 17 в., но еще в 1522 г. могилевские корчмы, воскобойня н восковой сбор были отданы в аренду известному Михелю Езофовичу, а из Мытной книги товаров, провозившихся через Брест в течение первой половины 1583 г., мы узнаем о торговой деятельности могилевских евреев того времени. Одним из крупных купцов того времени был Афраш Рахмаелович (см. Евр. Энц. III, 452-3).

Около 1585 г. мещане Могилева обратились с просьбою к королю о запрещении евреям селиться в Могилеве) мотивируя свое ходатайство тем что от них не может быть никакого "пожитку" и порядка в городе, а им мещанам, только вред в торговле. Король удовлетворил просьбу мещан, однако и после этого встречаем евреев в Могилеве, а к началу 17 в. значительную часть населения в Могилева составляли евреи.

В привилегии Сигизмунда III от 23 июля 1626 г. жителям Могилева, для предупреждения, якобы, возмущения и ссор, происходящих от близости жилищ христианских и еврейских, было определено, что евреи, водворившиеся на торговой площади, должны выселиться на места, отведенные им на той улицы, где находится их синагога, то есть за городской вал, причем новые участки должны по величине равняться тем, которыми евреи владели в самом городе. Благодаря стараниям евреев, этот указ о выселении не был приведен в исполнение.

В 1645 г. произошел первый погром при следующих обстоятельствах. В праздник Рошга-Шана (21 сентября), когда евреи по окончании богослужения направились к Днепру для отправления там установленного молебствия, бурмистр Ребрович с вооруженной толпой бросился на них. Ночью бурмистр напал на синагогу в надежде найти там евреев, но так как их здесь не оказалось, он удовольствовался тем, что выломал ворота н выбил все окна.

Об обостренных отношениях магистрата к евреям свидетельствует, между прочим, постановление магистрата (подтвержденное Владиславом IV в 1646 г.), которым запрещалось жителям отдавать свои дома, как в самом городе, так и в предместьи, в наем евреям; оно мотивировалось желанием предохранения, якобы, от пожаров, происходящих в домах, нанимаемых евреями. В то же время могилевским евреям пришлось бороться против цеха солодовников; они принесли жалобу на то, что вопреки привилегии, выданной королями Сигизмундом III и Владиславом IV (в 1664 г.) на право торговли, занятие ремеслами, покупку домов н лавок, солодовники, опираясь на подложные статьи своей привилегии, объявили, чтобы никто из шляхтичей или крестьян не продавал евреям жита для солода.

Когда русское войско в 1654 г. подступило к Могилеву и потребовало сдачу его, мещане согласились на это при условии сохранения свободы во внутреннем самоуправлении, в религии п пр., полученных от польских королей, а также при условии нзгнания всех евреев из Могилев Вскоре было получено на это согласие царя Алексея Михайловича. Договор был заключен в сентябрь 1654 г.; еврейское дома должны были быть разделены поровну между городским правлением и русским правительством, за исключением трех самых лучших, которые должны быть быть предоставлены воеводам н приказным людям. Несмотря на это, евреи все же остались в Могилев, не подозревая, что они находились на краю гибели.

В конце лета 1655 г. русской полководец Поклонский, узнав, что многочисленное польское войско во главе с литовским гетманом Радзивиллом приближается к Могилеву, приказал евреям немедленно оставить город и обещал дать проводников до лагеря Радзивилла, а потом перебил их. Некоторые из евреев, не успевшие выселиться или скрывшиеся в городе, узнав о случившемся, не устояли и крестились. Вскоре, однако, крестившиеся, по миновании опасности, вернулись к своей прежней религии, за исключением немногих, оставшихся в христианстве. Существует старая легенда, которая, быть может, и относится к этому событию, что в эпоху казацких походов из могилевской еврейской общины осталась в живых только одна чета, от которой и произошла новая община. Страшное событие навело трепет и ужас на белорусских и литовских евреев; элегии, составленные по этому поводу, в течение сотен лет читались во многих синагогах, а заупокойная молитва и поныне совершается ежегодно в Могилев в день, приурочиваемый преданием к этому событию- Пост Гедалии. Летописец начала 19 в. рассказывает, что евреи Могилева ежегодно летом посещают место страшной резни н читают на могилах разные элегии.

Вскоре Могилев опять перешел к Польше и евреи вновь оказались в городе. Отношение городских властей продолжало быть недружелюбным, что видно из следующих актов. В 1656 г. король Ян Казимир в привилегии, данной городу Могилеву, запрещает евреям строить дома на городском валу и держать лавки (это запрещение, по видимому, не приводилось в исполнение), В 1664г. тот же король в привилегии, данной могилевскому цеху мясников, запрещает евреям продавать мясо в каком-нибудь другом месте, кроме обычного, при еврейской школе.

В 1692 г. на могилевских евреев было возведено обвинение в употреблении христианской крови для ритуальных целей. Жалоба старосты виленского и ковенского, графа Николая Паца, поданная по этому поводу, рассказывает следующее: когда подданный жалобщика, Гаврила Лапа, с женой и детьми, по бедности отправился на заработки в Могилев, то тамошний кантор Лейб Уриашевич уговорил его отдать ему в услужение свою дочь Марину. По прошествии двух недель, 27 марта, хозяин Лейб, посоветовавшись предварительно со старшинами и раввинами, будто бы напал на Марину, уперся коленами и руками в грудь и стал ее давить и душить до тех пор, пока у нее хлынула кровь изо рта и носа; эта же кровь и была использована евреями для религиозных целей по случаю праздника Пасхи. Марина же на четвертый день умерла. Дальнейших данных по делу об этом обвинении не имеется. - В 1708 г. магистрат отнял у евреев дорожный и другие сборы и передал их в заведование городу. Евреям запрещено было, под страхом штрафа в 10 фунтов воска и 10 фунтов сала в пользу костела, привлекать христиан к работе в воскресные и праздничные дни и проходить по улицам, открывать окна и двери в домах своих во время крестных ходов в праздник Божьего Тела. С другой стороны, было постановлено, что евреи, живущие в городе и его предместьях, не подлежат городскому суду, а замковому, "согласно давнему обычаю и правам, им дарованным"; равным образом они не подлежат ни складчинам, ни налогам городским, разве только за городские земли. Согласно предложению магистрата и санкции мещан, в 1729 г. было принято решение не сдавать евреям в аренду городских весов и мельниц.

В 1736 г. король Август III, подтверждая разные привилегии города Могилева, санкционировал также запрещение Яна Казимира евреям строит дома на валу, проживать там и держать лавки, и, кроме того, приказал магистрату, в виду того, что евреи, вопреки старым запрещениям устраивают лавки и занимаются торговлей на валу в самом городе, все-таки успели скупить немало земли и застроить ее, выделить евреям, живущим на валу, другую землю в предместьи взамен той, которой они владеют. Этот приказ короля, однако, не был приведен в исполнение; евреи продолжали жить на насиженных местах. Когда в 1746 г. сгорели 3 еврейских дома на валу, мещане опять обратились с просьбой к королю о воспрещении евреям строить дома близ купеческих лавок, но эта просьба была оставлена без последствий. Впрочем, многие из мещан сами способствовали евреям строиться в городе, а имевшее в городе каменные дома охотно отдавали их в аренду евреям. Магистрат упрекает их в том, что они сами являются нарушителями своих же постановлений против евреев, и в 1748 г. доводит до сведения мещан, что уже отправлен мемориал к королю о запрещении евреям строиться в городе, в виду многократных пожаров, происходящих от этого, но все резолюции магистрата в ближайшие годы не имели никакого успеха. Опираясь на королевские привилегии (кроме уже упомянутых необходимо еще отметить важные грамоты 1730, 1751 и 1752 гг.), они могли успешно бороться против мещан.

Среди прочих занятий и ремесел евреев видное место занимали винокурение, пивоварение и медоварение. Откупы сборов в пользу королевской казны также, по большей части, находились в руках евреев. На почве этих занятий и возникали столь частые споры между ними и мещанами. В борьбе с евреями магистрат не пренебрегал ничем: утаить от откупщика еврея количество вываренного пива считалось вполне дозволенным и магистратские книги об этом красноречиво повествуют. Такие постоянные неурядицы в экономической и правовой жизни, беспрерывная борьба с мещанами, погромы, частые пожары и т. д., все это задержало развитие духовной жизни могилевских евреев.

В Литовском вааде Могилев был представлен только как одна из общин Брестского округа. Впрочем, н в самом Могилев происходили местные областные съезды депутатов от общин и на одном из таких съездов был выработан кагальный устав для местечка Петровичи. В конце 17 в. в Могилев практиковал врач еврей, по имени Гирш. Саббатианское движение нашло отклик среди могилевских евреев. Синагога в Могилев была построена в 1680 г. (см. А. Гаркави, Историческая справка о синагогах и пр., Восход, 1894, III, 65). В 1766 г. в кагал и его парафиях 642 плательщика подушной подати. В предместье Лупулове жило немалое число евреев, имевших там школу, согласно привилегии 1687 г.

Ср.: Рус.-Евр. Арх., т. 1; Регесты, I, II (и III; печатается); С. Дубнов, Исторический сообщения, № 6, Восход, 1894 г.;
Памятная книжка Виленского Генерал-губернаторства на 1868 г.;
К истории евреев в Могилеве, Будущность, 19(02, № 26 (здесь приведены в русском переводе привилегии 1730, 1751 и 52 гг.);
Описание Могилевской губернии; П. Марек, Восход, 1904 г., кн. V; Вилен. Центр. Арх., кн. 3633 (бум. Бершадскаго);
Областной Пинкос Литовского Ваада (печатается при Еврейской Старине); Slownik geograficzny; J.E. 641--643;
Трубчинский, Летопись гор. Могилева. Шраеръ. 5.

Ныне-губернский город. По окладным книгам 1801 г. в уезд насчитывалось: купцов-христиан - 112, евреев - 68; мещан-христ.-2822, евреев-3607. По ревизии 1847 г. в уезде были следующие "еврейские общества" в состав 20783 душ: Могилевское- 7897 душ; Шкловское-9677; Княжицкое - 473; Буйницкое-286; Круглянское-381; Друцкое-412; Голавчинское-570; Бельничское-1087. Кроме того, были еще: Тетеринское, Шепелевичское и Кручанское общества, число душ коих не было указано. По переписи 1897 г. в уезде жит. около 160 тысяч, среди них около 35 тыс. евреев, в том числе в г. Могилеве жит. 43119, среди них 21539 евреев. В числе поселений, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в следующих: Белыничи-2215 жит., из них 1063 евр.; Головчин-1254 и 433; Княжицы-731 и 668; Круглое- 1442 и 553; Круча-919 и 713; Селец II-604 и 561; Тетерин 602 и 286; Тишовки-1398 и 387; Шепелевичи-910 и 138; Шклов-6931 и 5422. - К 1 января 1909 г., по данным губернского статистического комитета, население Могилева возросло до 53518 чел., еврейское население до 27474 чел. (т.е. возросло на 27%). Главная масса самодеятельного еврейского населения сосредоточена в торговле и промышленности-около семи тысяч душ; свободные профессии н частная служба занимают около четырех тысяч. Важнейший продукт торговли - хлеб, в остальном торговля носила чисто местный характер. Не многим более развита и промышленность, характер ее - мелкий. Важнейшая отрасль-кожевенное производство (435 тыс. р. производит.), но и оно носит скорее ремесленный характер. Официальные данные насчитывали к 1909г. 219 фабр.-зав. предприятий с 667 рабочими. Ремесла мало развиты и сосредоточены по преимуществу в руках евреев. Подчинение мастеров магазинам н здесь нашло себе место; все столяры, например, по данным Евр. Кол. Общ., работают на магазин. Оригинальной особенностью еврейского ремесла в Могилеве являлись существовавшие до последнего времени "хевры", в других местах давно нсчезнувшие. В Могилев они возникли в 60-х гг. (дамские портные-1864 г., маляры-1872 г.) и первоначально объединяли как хозяев, так и рабочих в один союз. Впоследствии с ростом антагонизма между рабочими и хозяевами хевры начали возникать самостоятельно и обособленно у тех и других, и в начале 20 века стали превращаться в обычные кассы взаимопомощи и профессиональные союзы западно-европейского типа. Главной целью "хевр" была выдача пособий больным и нуждающимся членам, уход за больными и проч.; когда же хевры начали обособляться для рабочих и хозяев, у них прибавилась задача "защиты подмастерьев путем отказа от работы у обидчиков и примирения рабочих и хозяев". Каждая хевра имела свою Тору, иногда и синагогу. В настоящее время хевры распались; распались и профессиональные союзы, которым они уступили место. В 1908г. вновь возникло профессиональное общество служащих в торгово-промышленных заведениях. Вместе с тем народились организации, ставящие своей целью облегчение положения ремесленников путем организации кредита, например, ссудо-сберегательное товарищество. Значительное участие евреи принимают в Обществе взаимного кредита и в Кредитном товариществе. Образовательные учреждения, к которым не прегражден доступ евреям: мужская гимназия, 69 евр (из 484), женская с 2-летним педагогическим курсом, 129 (из 571), реальное училище, 32 (из 237). Как и в других городах северо-западного края, преграждение доступа в казенные учебные заведения привело к возникновению сравнительно большого числа частных учебных заведений; таковы 2 частный женские гимназии с 173 евр. (из 368), частное мужское перворазрядное учебное заведение (96 евр. из 126), Могилевское общественное перворазрядное 8-класс. учебное заведение (133 евр. из 139). Кроме того, имеются Центральная фельдшерская школа, содержимая на средства земских сборов 3 губерний (32 евр. из 159 уч.), Центральная повивальная шкода (20 евр. из 144). В городских училищах - евреев около 16%, в начальных -1,4%. Спецально-еврейские учебные заведения: 45 хедеров, 1 еврейское ремесленное училище с 118 уч., талмуд-тора с 350 уч., 1 Иешибот с 50 уч. начальное еврейское училище с 203 уч., народное еврейское с 45 уч., частная еврейская женская 4-классная прогимназия, 1-классная женская школа, элементарная школа, еврейская сельскохозяйственная ферма и т. д. И в Могилев за порогом школы остается не мало еврейских детей: по данным Евр. Колон. Общ. 72% . Существуют (1911 г.) тридцать восемь синагог и моделен, из коих тринадцать принадлежать хасидам. Старейшая синагога (см. иллюстрацию) возникла около 180 лет назад; на западной стене имеется надпись о том, что здание перекрашено в 1760 г.; первая хамитская молельня была построена в 1803 г. в память освобождения главы белорусских хасидов Залмана Шнеерсона из заключения; она сгорела в 1846 г. н на ее месте теперь находится Любавичская молельня; самая старая Тора написана 252 года назад. Из двух кладбищ одно существует около 230 лет, второе-с 1809 г. В трех верстах от Могилев возле Печерска имеется предполагаемая братская могила евреев, убитых в 1655 г. казаками; сюда долгое время паломничало окрестное еврейское население. Из благотворительных учреждений самым крупным является Общество пособия бедным евреям. В богадельне при еврейской больнице призревается на суммы коробочного сбора 25 чел. Отметим еще общество распространения среднего образования в губ. г. Могилеве, общество древнееврейского языка Иврия. Коробочный сбор достигает 14 тыс. р. В 1904 г. здесь произошли антиеврейские беспорядки.

Ср.: Перепись 1897 г., Могилевская губ.; Дембовецкий, Опыт описания Могилевской губ.;
Материалы об экономическом положении евреев; Памятная кн. Могилевской губ. на 1909 г.; Восход, 1904 г., № 20, 21.
Еврейская энциклопедия. Издание общества для научных еврейских изданий и издательства Брокгауз-Эфрон. С.-Петербург. т. XI стр. 153.

 

Предыдущая |Оглавление | Следующая

 

Прислал : Мордехай Райхинштейн , shvut@netvision.net.il, Иерусалим
Дизайн, программирование, наполнение © Юрий Тимофеев   oldmogilev@tut.by

 
 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz